Принято считать, что плохо говорящие дети — тренд последних 20 лет. Однако это не так. О скудной речи ребенка-дошкольника писали отечественные педагоги в 1930-х и 1940-х. Тогда, впрочем, бедность речи списывали на косноязычие.
В конце 1950-х годов советский психолог и логопед Роза Евгеньевна Левина ввела в обиход термин «общее недоразвитие речи». Под действие ОНР попадает большинство случаев, когда здоровый ребенок не хочет говорить или говорит хуже сверстников:
- отсутствие речи;
- неверное произношение и замена звуков/слогов;
- невнятная речь;
- маленький словарный запас;
- непонимание значения слов;
- ошибки в грамматике («много машинов», «голубая небо»);
- отставание речи от сверстников.
Теперь проблемная речь ребенка рассматривается как комплексная психолого-логопедическая проблема.
ПричиныСпециалисты выделяют основные факторы отсутствия и нарушения речи в дошкольном возрасте:- сложная беременность;
- травматичные роды;
- наследственность;
- частые болезни в первые годы;
- дефицит общения;
- ошибки в воспитании.
Совет: чем раньше родители обратят внимание на проблему — тем легче будет скомпенсировать отставание.
ПоследствияИногда родители недооценивают проблему: ребенок не хочет говорить, но все понимает — так стоит ли бить тревогу раньше времени? Стоит, отвечают специалисты.
Речевой негативизм, когда ребенок осознанно прекращает вступать в диалог и уходит в себя; трудная социализация; ограниченные возможности развития — лишь верхушка айсберга при речевом недоразвитии.
Если упустить время, к школе ребенок окажется не готов к учебной нагрузке.
Профилактика и терапияКогда маленький человек не хочет говорить, важно не принуждать его. Прогресса поможет добиться игровая деятельность:
- дыхательная гимнастика;
- мимические упражнения (изобразить удивление, испуг, злость и т.д.);
- сюжетно-ролевые игры.
И конечно, важно показать ребенка специалисту. Записаться на бесплатную диагностику можно онлайн. Логопед проверит речь вашего ребенка, а детский психолог дополнит его заключение.