1 год3 мес. — 1 год 8 месяцев: а, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь; к;
1 год 8 мес. -1 год 10 месяцев: хь, ць, й;
1 год 10 мес. — 2 года: н, т, д;
2 года – 2 года 6 мес.: с, л, ы, в, р, з
2 года 6 мес. – 3 года: ч, ш, ж, щ, ц.
Таким образом, к 3-4 летнему возрасту, звуковая сторона речи усваивается детьми полностью.
Но так бывает не всегда, даже у детей без двигательных нарушений. Очень часто в возрасте до трех лет, а именно этот возраст является чувствительным для формирования речи, в родители не дают ребенку нормативных образцов звуков. С одной стороны главная задача родителей любить своего ребенка, а не искать у него дефекты но, тем не менее, в речи детей закрепляются патологические стереотипы, которые потом очень трудно изжить. А именно:
- йотированные звуки «я», «ё», «е», «ю» произносятся как ля, лё, ле, лю;
- звуки «ф» и «в» произносится губно – губно, а не губно – зубно;
- отсутствуют заднеязычные «к» и «г» заменяются соответственно на «т» и «д»;
- звуки «т» и «д» произносятся в английском варианте ближе к «ч»;
- все звонкие согласные оглушаются;
- все твердые согласные смягчаются.