Онлайн центр
логопедии и развития
Автоматизация звуков: как помочь ребенку говорить более четко и понятно
Запишитесь на бесплатную диагностику!
Автоматизация звуков: как помочь ребенку говорить более четко и понятно
Один из ключевых элементов речевого развития – это правильное произношение звуков. Но иногда частые занятия с логопедом могут привести к тому, что у ребенка появляется так называемая “кабинетная речь”. Это когда на занятии с логопедом ребенок произносит все звуки четко, а после занятия в произвольной речи как-будто об этом забывает.
Но дело не в забывчивости ребенка или в нежелании. Просто правильное звукопроизношение пока не доведено у ребенка до автоматизма.
Чтобы этого не происходило, родителям важно уделять внимание домашним заданиям, которые дает логопед и регулярно выполнять с ребенком упражнения на автоматизацию звуков вне занятий. Так навык закрепится быстрее, а ребенок поймет, что говорить правильно нужно всегда, а не только на занятии, чтобы тетя-логопед похвалила или потому что мама вот прямо сейчас попросила.
Как правило, автоматизация звуков происходит в следующей последовательности: сначала звуки автоматизируются в слогах, затем в словах (в начале, в середине и в конце) и только потом уже в целых предложениях.
Следующий этап – это автоматизация звуков в чистоговорках, скороговорках. стихотворениях. Когда с этой задачей ребенок начнет справляться без проблем, можно переходить к автоматизации звуков в коротких, а затем и более длинных рассказах.
И последний этап - это автоматизация в разговорной речи.
Возьмем для пример звук [С]. Для автоматизации в слогах соединяем закрепляемый звук с гласными: [А], [О], [Ы], [У], [Е]. Начинаем с прямых слогов: СА, СО, СЫ, СУ, СЕ, а затем в обратных АС, ОС, ЫС, УС, ЕС.
Усложняем задачу и отрабатываем произношение в слогах, где нужный нам звук находится между гласными: АСА, АСЫ, АСО, АСУ и т. д. И наконец, в слогах со стечением согласных (важно брать те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка или уже были поставлены у логопеда): СТУ, СТА, СМА, СНЫ, СТО, СПА.
Автоматизация в словах. Сначала звуки автоматизируют с опорой на слоги. Например, СА – САД. Сначала закрепляем произношение слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова. Для выполнения этого упражнения хорошо использовать предметные картинки, чтобы ребенок запоминал и визуальные образы тоже.
Важно отметить, что автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, поэтому требует более длительной систематической тренировки. На каждое положение звука в слове (в начале, середине, конце слова) подберите по 20–25 картинок (вы можете даже схематично нарисовать такие картинки сами). За одно занятие дается 10-15 слов, при этом каждое ребенок должен проговорить не менее 4-5 раз с выделением автоматизируемого звука.
Переходим к автоматизации звука в предложениях. Для этого используйте уже отработанные слова. так ребенку будет проще, а прогресс будет быстрее.
Сначала предлагайте предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем увеличивая количество слов с нужным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук).
Когда и это начнет получаться хорошо, переходите к чистоговоркам, скороговоркам и стихам.
Для автоматизации звука в рассказах сначала выбирайте книги с крупными яркими иллюстрациями, чтобы помимо слуховой, у ребенка была задействована еще и зрительная память.
Если вы заметили, что у вашего ребенка есть трудности с четким звукопроизношениям, не ждите, что все пройдет само – запишитесь на бесплатную диагностику к логопеду, чтобы получить заключение и рекомендации по улучшению речи ребенка от специалиста.