Запишитесь на бесплатную диагностику!
Онлайн центр
логопедии и развития
Проблемный звук: ребенок не выговаривает [л]
Ребенок не выговаривает [л]. Что делать, когда ребенок неверно произносит звук? Когда это является нормой, а когда — проблемой? И как помочь человеку?
Миша ходит в среднюю группу обычного детского сада. Ребенку скоро 4 года, но он до сих пор не выговаривает [л]. Впрочем, в его группе этот звук дается лишь нескольким детям. Мама Миши в сомнениях: проблема с [л] — это нормально или пора обращаться к специалистам?

Для Мишиной мамы и всех, кому близка эта проблема, объясняем, в чем коварность звука [л]. Разобраться, почему ребенок не выговаривает [л], нам поможет логопед высшей квалификационной категории Елена Лиманская.
Логопед
Елена Лиманская
Современные дети начинают говорить примерно к 2,5 годам. Сначала маленький человек научится произносить свистящие звуки [с], [3], [ц]. Затем придет черед шипящих. И лишь после в речи появятся самые трудные звуки — [л] и [р].

Считается, что если ребенок не выговаривает [л] и [р] до 5-6 лет, то это вариант нормы. Однако не все специалисты согласны с такой оценкой и призывают обратить внимание на проблему раньше.

«Ошибки в произношении звука [л] считаются нормой в 2-3-летнем возрасте. Хотя это звук позднего становления, чем раньше его поставить (с учетом, что свистящие и шипящие у ребенка в норме), тем меньше фонематических проблем будет у ребенка», — говорит Елена Лиманская, логопед с 25-летним стажем.
Спорная норма
Когда ребенок не выговаривает [л], по-научному это называется ламбдацизмом. То есть неправильным произношением твердого и мягкого [л].

Интересный факт: редко встречается ребенок, который одновременно не выговаривает и твердый, и мягкий [л]. Обычно сложность вызывает только самый трудный — твердый звук.

«Во многом артикуляция твердого [л] и мягкого [л’] похожа. Если в детской речи есть один из этих звуков, то с постановкой другого будет проще. Но если звуки
отсутствуют, то чаще всего сначала ставится твердый звук [л],
автоматизируется, а потом уже ставится его мягкая пара», — рассказывает Елена Лиманская о работе с детьми.

Эксперты выделяют 7 основных нарушений в произношении [л]:

  • удлинение расположенных рядом гласных: луна — ууна, булка — буука, палка — паака;
  • замена [л] на звук [ы]: луна — ыуна, булка — буыка, палка — паыка;
  • замена [л] на звук, близкий к [й]: луна — йуна, булка — буйка, палка — пайка;
  • замена [л] на мягкий [л’]: луна — люна, булка — булька, палка — палька;
  • замена [л] на [нг]: луна — нгуна, булка — бунга, палка — панга;
  • произнесение вместо [л] звука, похожего на [в] или [у]: луна — вуна, булка — бувка, палка — паука;
  • опускание звука [л] в речи: луна — уна, булка — бука, палка — пака.

Замена [л] другими звуками называется параламбдацизмом.
7 ошибок произношения
Помощь
Если ребенок не говорит [л], родители начинают заниматься с ним дома: в интернете можно найти много упражнений на постановку звука. Однако случается, что их выполнение не решает, а только усугубляет проблему. Почему так происходит?

«Родители допускают очень много ошибок при выполнении упражнений самостоятельно. Так как родители делали не так, приходится много переучивать: сначала придется ребенка научить делать правильно, а потом уже приступать к постановке звуков», — предупреждает Елена Лиманская.

Елена также отвечает на популярный вопрос родителей: сколько нужно занятий, чтобы ребенок, который не выговаривает [л], научился произносить звук правильно:

«Ни один специалист не даст точного ответа, так как все зависит от артикуляционного аппарата ребенка. Бывает, что звук встает уже на первом занятии, а вот в речь никак войти не может. А бывает, звук не получается на первых занятиях и с ним приходится помучиться, но зато автоматизация потом идет уверенно и быстро».

Получить консультацию Елены Лиманской или любого из 190 квалифицированных специалистов можно онлайн. Логопед-диагност по специальной методике проверит речь вашего ребенка и даст заключение. От вас потребуется лишь 30 минут свободного времени и компьютер.
Логопед
Елена Лиманская