Онлайн центр
логопедии и развития
Диспраксия у детей: основные симптомы и виды
Запишитесь на бесплатную диагностику!
Диспраксия у детей: основные симптомы и виды
Взять со стола ложку или карандаш, завязать шнурки, сложить кубики, написать слово в тетради – за все это отвечает праксис, высшая психическая функция, которая формируется у человека в контакте с окружающим миром.
Если у ребенка есть нарушения координации и при этом нет нарушений мышечного тонуса и параличей, можно заподозрить диспраксию. Понаблюдайте за ребенком - насколько свободно он выполняет сложные движения.

Каждому родителю важно знать симптомы диспраксии и методы коррекции этого расстройства.

Изначально оно называлось «синдромом неуклюжего ребенка» и это действительно так: у таких детей буквально все валится из рук, они неуклюжи и часто падают на ровном месте.

Но на самом деле это не неуклюжесть, а нарушение взаимосвязи между движением и мыслительными функциями.

Изначально диагноз «синдромом неуклюжего ребенка» употреблялся исключительно в неврологии. Но по мере изучения этого нарушения, становилось понятно, что его нужно рассматривать не только с точки зрения нейропсихологии, но и логопедии. Особенно, если речь идет об артикуляционной диспраксии.

В возрасте 3-6 лет детей диагностируются различные формы диспраксии, при этом чаще этому нарушению подвержены мальчики. Довольно часто наблюдаются сопутствующие расстройства письма, речи, гиперактивность и т. д.

Важно! Такой ребенок не является умственно отсталым, если нарушение не сочетается с заболеваниями ЦНС и/или педагогической запущенностью. Его интеллект развивается на том же уровне, что и у других детей, а иногда даже на более высоком уровне.

Диспраксия у детей может быть первичной или вторичной. В первом случае причины нарушения не связаны с невропатологическими нарушениями. В случае вторичной диспраксии она является следствием ДЦП, черепно-мозговой травмы, различных патологий нервной системы и т. д.

Причины диспраксии:
  1. Тяжелое течение беременности. Стрессы, лекарственная интоксикация, кислородное голодание плода – все это может повлиять на недостаточное развитие двигательного анализатора и нейронных путей, которые формируют программу действия.
  2. Генетическая предрасположенность, наследование от родителей.
В основе данного нарушения лежит не повреждение, а именно недоразвитие нейронных связей. Нервный импульс, который возникает в коре головного мозга, попросту не находит путь к двигательному аппарату.

Основные симптомы диспраксии:
  • ребенок поздно овладевает моторными навыками. Как правило, он позже садится, ползать, ходить и т. д. Медленно учатся самостоятельно есть и держать в руках столовые приборы.
  • испытывают трудности с определением ведущей руки.
  • его движения неловки, он часто спотыкается и падает
  • такие дети проявляют неловкость и в подвижных играх. С трудом ловят и бросают мяч, плохо прыгают со скакалкой. Не умеют стоять на одной ноге, ездить на велосипеде и т. д.
  • ребенок пропускает, искажает, заменяет сложные звуки более простыми. Испытывает значительные трудности с освоением навыков письма и чтения.
  • есть проблемы с памятью - ребенок забывчив.
  • вы можете заметить нарушения в тактильной сфере: ребенку могут быть неприятны даже легкие прикосновения.
  • нарушен сон.

Как распознать диспраксию у ребенка?

Нарушения речи: ребенок не соблюдает порядок слов в предложении, испытывает трудности с составлением связного рассказа даже из 2-3 предложений, с трудом выражает свои мысли.

Нарушение двигательных функций: ребенок испытывает трудности с выполнением любых действий, связанных не только с крупной, но и с мелкой моторикой(завязывание шнурков, застегивание пуговиц на одежде, трудности с письмом).

Трудности со зрением: ребенку сложно контролировать движение глаз и направление взгляда.

Для коррекции диспраксии в том числе используются логопедические занятия. Но для того, чтобы точно знать и понимать направление коррекционной работы, необходимо пройти логопедическую диагностику у специалиста.

Мы часто говорим, что важно перестраховаться и убедиться, что с ребенком все нормально. Это гораздо более эффективный подход к развитию малыша, чем ждать появления серьезных проблем. Если вы заметили один или несколько признаков, которые мы описали в этой статье, пройдите с ребенком бесплатную логопедическую диагностику. За 30-40 минут специалист-логопед проверит развитие речи и общее развитие ребенка. И если заметит нарушения, даст рекомендации по занятиям.