Когда родители сталкиваются с трудностями в обучении своего ребенка чтению, письму и правильному произношению слов, то не всегда могут связать это с симптомами дислексии.
Дислексия — неврологическое расстройство, которое влияет на способность ребенка усваивать грамоту. Понимание причин возникновения дислексии может помочь родителям поддержать ребенка и облегчить для него процесс обучения. Давайте рассмотрим основные факторы, влияющие на возникновение дислексии у детей.
- Генетические факторы: большинство исследований указывают на генетическую предрасположенность к дислексии. Если у одного из родителей или родственников была дислексия, вероятность её появления у ребенка увеличивается. Генетические отклонения могут влиять на развитие областей мозга, ответственных за чтение и письмо.
- Нейроанатомические отклонения: нередко у детей с дислексией наблюдаются нейроанатомические отклонения в областях мозга, отвечающих за фонемную осознанность (способность различать звуки в словах) и связывание букв с звуками. Такие отклонения могут затруднять процесс дешифровки слов.
- Недостаточное внимание родителей к речи ребенка в раннем детстве: отсутствие стимуляции речевого развития в раннем возрасте может сказаться на способности ребенка различать звуки и связывать их с буквами в будущем. Регулярное общение с ребенком, чтение книг и игры, развивающие фонематический слух и внимание, могут помочь снизить риск возникновения дислексии.
- Проблемы с аудитивной обработкой: некоторые дети с дислексией имеют трудности с аудитивной обработкой — способностью анализировать и интерпретировать звуки речи. Это также может привести к трудностям в различении звуков и последующему связыванию их с буквами.
- Сложности визуального восприятия: дислексия также может быть связана с проблемами визуального восприятия, из-за чего ребенку гораздо труднее различать и узнавать написанные буквы и слова.
- Задержки в речевом развитии: дети, у которых была диагностирована задержка в речевом развитии в раннем детстве, больше подвержены риску развития дислексии. Недостаточное владение речью может влиять на способность разбираться в звуковой структуре слов.
Важно понимать, что дислексия не является следствием недостаточных усилий со стороны ребенка или родителей. Это неврологическое расстройство, которое требует коррекции и особого подхода к обучению. Если вы подозреваете, что ваш ребенок может столкнуться с дислексией, рекомендуется обратиться к специалисту — неврологу, педиатру и психологу, а также к
логопеду — для оценки ситуации и разработки индивидуального плана обучения.
Помните, что поддержка, понимание и терпимость играют важную роль в помощи детям с дислексией. При своевременном обращении к специалистам вы можете помочь ребенку практически полностью преодолеть трудности и развить навыки чтения и письма.