• Частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойко повторяющиеся ошибки. Даже если у ребенка хорошие интеллектуальные способности, он может испытывать сложности при письме и получать двойки за простые упражнения по русскому.
• Дисграфия — это крест на успехах ребенка?
Дисграфией страдали Эйнштейн, Маяковский и Черчилль, но это не помешало им стать выдающимися людьми. Если работать над нарушением, всё будет хорошо. Дисграфия имеет физиологическую природу, а значит, с помощью логопеда и невролога ее можно почти полностью устранить. Главное — не перекладывать ответственность на школьного учителя: преподаватели русского языка и другие педагоги не занимаются устранением дисграфии, это может сделать только логопед.
• Дисграфия пройдет сама по себе? Или это неизлечимо?
Точно не стоит ждать, что дисграфия пройдет со временем. Наоборот: расстройство будет прогрессировать и создаст трудности с дальнейшим обучением. Но и бояться, что это неизлечимо, тоже не стоит. Если работать над устранением дисграфии, можно добиться стойких положительных результатов, когда ребенок перестает допускать дисграфические ошибки в письме. К сожалению, иногда расстройство неожиданно возвращается: поэтому даже при хорошей динамике стоит продолжать регулярно работать с логопедом.